Так и хочется продолжить эту песню, только по-бухарски:

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба, пела и пля-сала,

И рыбы было мало и воды.

Салатов 20 видов – мало, стейков мало,

Язык, самса, сердечки и мозги.

 

Мозги не наши – коровьи я имела в виду. Да, да, это про нашу «БОЛЬШУЮ ЖИРНУЮ БУХАРСКУЮ СВАДЬБУ!» Кстати, чтобы это до конца осмыслить, мне надо было женить двоих. Спасибо и разумеет-ся, низкий поклон Вс-вышнему за то, что вовремя соединил их сердца. Это большая радость, переплетающаяся с приятными заботами, которая оста-нется в памяти и на фотографиях. И поэтому, фото и видео сегодня стоят денег, все остальное, включая платья, цветы и еду, уйдёт в мусор. Только теперь я поняла, через что нужно пройти родителям обе-их сторон, сколько должно быть нервных нагрузок и беготни, сколько ненужных разговоров и суеты, уже молчу про расходы. А потом еще получить звонок от родственницы с претензией: мол, с кем ты меня посадила? Узнаете? Это было, есть и будет, это наш фольклор, я с вами согласна, но разговор пойдет не об этом.

Несомненно, гостей надо бы принять соответ-ственно, выглядеть как полагается и чтобы у тебя было не хуже чем у других. И вообще, всё, что мы делаем, это не для себя, а для людей. Ну, если бы я жила в пустыне, кому бы я демонстрировала новое платье и кольцо, это же и индюку понятно. Свадьба – это наш местный «RED CARPET». Но времена ме-няются, и с годами это будет сделать все сложнее и сложнее. (Дай Б-г, чтобы я ошибалась.) Надо брать в расчет, что наша бухарская диаспора была разбро-сана по всей Средней Азии. Свадьбы игрались в 3 – 4 месяца один раз. И люди ждали приглашения, как утренний рассвет. Ну, разумеется, такого выбора платьев и в помине не было. Бабы бежали к портни-хам и шили себе всё на заказ и даже мужьям костю-мы. Для того времени это было очень даже круто. И наши дети через лет 20, посмотрев кассеты сегод-няшних свадеб, будут громко смеяться над тем, во что мы были одеты и как питались. Прически делались с начесом, и как бы ни был высок муж, жена с прической все равно была выше. Тени мазались очень густо, в основном голубые, а кому повезет, и зеленые. А самое главное, было очень модно иметь брови с серединкой, и еще докрашивали усьмой. Был необходим хотя бы один золотой зуб, чтобы все думали, что у папы невесты есть «рыжье», т.е. золо-то. А на самом деле, этот зуб – единственное, что в семье было золотого… Это, конечно, мои импрови-зации.

На каникулы я ездила в Бухару, Чирчик. А в Са-марканде мы бывали по несколько раз году – от Ташкента 4 часа езды по бетонке, т.е. по хайвею. По тем временам бабки еще сидели под дверями молодо-женов в первую брачную ночь. Они между делом играли в кости и курили чилим. И у меня, кстати, тоже сидела, хотя они были гражданами США уже 10 лет. Я до сих пор не поняла, а зачем они там сидели-то.

Там что, прозрачная дверь? А может, подслушивали, или боялись чтобы невеста в 3 часа ночи в магазин за краской не побежала? До чего же наивны эти старушки, аж расцеловать их хочется!

Ну, да ладно. И это пережили. А вот что не смеш-но, так это сам пригласительный билет. Или, как здесь его стали называть, «волчий билет». Так не смешно, что уже стали анекдоты складывать. Вот пример.

Один бухарский спрашивает товарища:

– Есик, а ты идешь на свадьбу Хаимовых?

– Нет, они нас не пригласили.

Первый отвечает:

– Lucky you!

Или такой ответ:

– Не пригласили – считай, что выиграл…

А вы что думаете, что он плохо зарабатывает? Конечно нет, просто у него таких пригласительных по 6 штук в месяц. А пойти – обязаловка. Один – родственник, второй – брат жены, четвертому надо воз-вращать и т.д.

Мы не говорим о социальном положении, мы говорим в общем о положении в коммюнити. Круг родства и друзей-то расширяется. Пора бы искать выход. Я не спорю, что есть и семьи, которые могут себе позволить ходить на свадьбы каждый день и приносить жирные конверты – ну, так на здоровье. Давайте говорить о большинстве. Меня попросили написать об этом люди, которых я встречаю на ули-це. Вслух никто не хочет сказать, что это тяжело, ни-кто не хочет унизиться. Хотя, как бы дорого вам ни стоил стул, человек, который любит чесать языком, все равно скажет, что на столе ничего не было. Не обращайте внимания и запомните: настоящий друг, вам никогда не скажет, что был плохой стол, даже если так было на самом деле. Если человек забыл, что он пришел на свадьбу, поддержать вашу семью, порадоваться за молодых и пожелать им счастья, тогда зачем он вообще пришел? А угощение на сто-ле – это просто комплимент, так как конверт спосо-бен оплатить лишь ваш ужин, а на подарок молодым ничего не остается. Мне лично неважно, сколько еды на столе, мне достаточно кусочка свежей рыбки, салатика и вина. А хорошая компания, в которой приятно поднять тост за молодых, всегда найдется. Когда на столе лежит много еды, хочется все попробовать, мы намешиваем еду, запиваем ее всем подряд – в итоге переедаем и отравляемся. Так в том-то и дело, что дело не в деньгах и в деньгах тоже. Се-годня стул в среднем стоит $150, значит, в конверт ложится от $350 до $500. А теперь сложите в среднем 4 пригласительных в месяц, плюс мортгидж, иншуренс, еда, одежда, туалетная бумага, шампунь, зубная паста, непредвиденные расходы, тикеты, бензин, колледж, памперсы, прорвало трубу и т.д. Вы что, хотите сказать: это может себе позволить каждый? Моя подруга как-то мне сказала:

– Ты знаешь Наргис, я одна тащю на себе семью, расход даже близко вровень с доходом не идет. А если я, не дай Б-г, слягу, что будет с моими детьми?

Мы же это все сами придумали, пытаясь кого-то удивить. Так люди еще умудряются сказать, что, мол, стол был пустой, хотя у половины из них по-вырезали желчные пузыри. Ну, кто может съесть 12 салатов, даже по одной ложке, 6 горячих, фрукты, потом мороженое, и контрольным затолкать в себя торт жениха и невесты и все это залить диетической кока-колой, чтобы совесть не мучила? Да это же не то чтобы не эстетично – это же смертельно опасно. Что мы делаем с нашим организмом! Совсем необязательно поесть на столько, сколько вы положили в конверт – хотя бы мысленно оставьте на подарок.

Я не спорю, что так, как мы можем накрывать столы, никто в мире не может. Но это не совсем пра-вильно. Серипури это отлично. Опятьтаки мы хотим показать наш статус. Но покажите статус не в количестве, а в качестве. Можно съесть один пра-вильно приготовленный стейк с полезным зеленым салатом, вместо того чтобы поглощать 6 горячих вперемежку, а потом прийти домой и все вырвать. Жалко денег, я уж молчу про желудок. Да простят меня хозяева кейтерингов и бизнесмены, они зна-ют лучше всех, что 75% еды уходит в мусор. А это разве не грех?

Мы недавно отдали дочь замуж. На свадьбу из многих семейных пар пришел кто-то один. И, конеч-но, это не означало, что нашу семью кто-то недо-статочно уважает. Такое превращается в правило, поскольку стало очень трудно собирать положенные взносы – жизнь усложняется, и я их не осуждаю.

Ну, а теперь я расскажу вам одну интересную историю. Думаю, что она заставит вас задуматься…

Мы были приглашены на одну религиозную свадьбу в Филадельфию. Моя мама, тетя, кузина и еще две религиозные особы попросились к нам в машину. Мы ехали около трех часов, так как попали в трафик. Все страшно проголодались. На шмогс-бар мы опоздали, но вовремя успели на хупу. Ни-когда не забуду, что я увидела в этом зале. Для этих религиозных людей хупа и была всем смыслом этой свадьбы. Как только началась церемония, наступи-ла гробовая тишина. Раббай стал читать молитву. Родители выводили невесту в скромно убранный зал. Платье невесты было величественным своей простотой и скромностью. Невеста практически шла вслепую. Она молилась с таким настроем, что казалось – она разговаривает с самим Г-сподом. Она мо-лилась так, как будто в зале никого не было – только жених, она и Вс-вышний. На её лице – слезы радости. Было столько искренности и благодарности на лицах молодоженов, что словами не выразишь. Я была так растроганна и совсем забыла про то, что не ела почти шесть часов. Я прослезилась, хотя ви-дела эту девочку впервые в жизни. Волосы на руках и голове стояли дыбом, как никогда в моей жизни, было явное ощущение Б-жественного присутствия. Щеки жениха были красными от напряжения и глу-бокого настроя, он не отрывал глаз от невесты, пе-риодически поднимал руки кверху и благодарил Все-вышнего. Все было понятно без слов. Сначала и до конца церемонии хупы ни один человек, (заметьте, ни один!) не покинул зал… Только сильная вера мо-жет такое сделать с людьми. А что на столе, интерьер, какое у невесты кольцо или какие у жениха носки, этих ребят и девушек не волновало. Они были свидетелями чуда, когда сам Б-г спускался с небес и соединял две еврейские души! Вот зачем они при-шли на свадьбу!

Закончилась хупа, всех попросили пройти в зал, где будет проходить свадьба. У меня разболелась голова, видимо, от голода. Мне уже не до свадьбы, надо срочно что-то бросить в рот. Сели на свои места

– стол пустой. Через 5 минут принесли персонально каждому маленькую халу. Сижу жду, халу не трогаю (сама уже, как хала, думаю). Надеюсь, что принесут какую-то жидкость, чтобы если что, эту халу запить. Не дождалась – съела булку всухую. Жду. Вдруг у парадного входа засветился официант с подносом. Поставили каждому по тарелочке с чем-то непонят-ным. Что-то вроде кусочка чего-то с подливой. Лично мне было все равно, я проглотила кусочек с таким кайфом, что даже не успела понять, что это было. Потом мне мама сказала, что это был бурекас с кар-тошкой. Стол чистенький, лишь стояли два салата в маленьких розеточках. Как сейчас помню, один огу-речный, а второй капустный с майонезом. Мне уже смешно, потому что я знаю, что вы сейчас говорите: «Иби наби… Бе авкот какая свадьба?…. Намешо!»

Но не торопитесь, скоро все будет хорошо. Подошел официант взять заказ на горячее. Выбор: биф, курица или телятина. Я заказала курицу и стакан красного вина. Через семь минут я была са-мым счастливым человеком на земле. Поела предусмотренную норму, впервые не переев. На столе не было остатков еды, даже крошки халы не валялось. Гости вылизали все! И тогда я сделала для себя вывод: ценится то, чего мало! (Опять хорошо сказала-то как.) А у этих молодых религиозных ребят другие приоритеты и, наверное, другие цели. Они хоть и мо-ложе, но я уверена, что они что-то познали быстрее и лучше нас. А когда я вижу глубоко религиозных лю-дей на улице, я опускаю голову. Они для меня недо-сягаемы, святы, и я надеюсь, что мы успеем достичь их уровня, перед тем как… Только вот успеть бы…

Моя большая жирная бухарская свадьба

Post navigation


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *